Но основой практически любого монтажа, во всяком случае для меня, стала съемка таких моментов со штатива в несколько «слоев»: снимаем пустую комнату, снимаем один объект, другой объект, человека и т.д. Камера все время неподвижна. Имея несколько таких слоев, потом их можно накладывать друг на друга как угодно, вырезать один объект на фоне другого, не затрагивая третьих, и в итоге получить какой-нибудь интересный эффект.
В каждом примере сначала показаны отдельно снятые «слои», а потом – итоговый монтаж.
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
К спецэффектам также можно отнести всевозможные искажения, световые эффекты и т.д., которые получаются путем применения различных фильтров к оригинальной видеозаписи. Даже простая программа может иметь довольно большую коллекцию фильтров: оптические искажения, регулировки яркости, цветовой гаммы, выделение контура, добавление теней, текстурирование и многое другое. Очень интересным является эффект старой кинопленки, причем разные программы предлагают разные варианты.
Отдельно можно выделить применение трехмерной графики для монтажа. Возможности в этом направления настолько огромны, что описать все это в двух словах не представляется возможным. В соответствующих программах можно создать любой предмет, персонаж, окружение, а потом вставить это в свой фильм. В том числе и анимацию, то есть созданный объект в движении. В моем фильме таких сцен достаточно. Некоторые сцены полностью созданы в такой программе.
Пример.
Это далеко не профессиональные работы и модели. Я еще не дошел до такого уровня. Некоторые модели, например, модели самолетов, кораблей, я сам не создавал. Нашел в сборниках то, что мне нужно, немного подправил под фильм. В любом случае, основа – съемка заранее спланированных сцен со штатива с расчетом на дальнейшее применение к ним того или иного эффекта или трехмерной модели. Съемка с руки, в движении не позволит корректно и качественно наложить эффект или модель на отснятый материал. Хотя, если движения камеры были ровные, если продолжительность такой сцены небольшая, можно добиться хорошего результата при тщательной кропотливой работе – в каждом кадре корректировать положение объектов. Существуют специальные программы, которые могут проанализировать движение камеры на оригинальной записи и передать эти данные в программу для моделирования трехмерных объектов (трекинг). Так что возможно всё.
Нужно помнить, что далеко не всегда интересный и качественный спецэффект может украсить Ваш фильм. Кроме умения эффекты создавать, их нужно еще уметь применять в фильме. Каждый эффект должен быть на своем месте.
Возьмем пример с появлением человека. Эффект простой, но даже он будет казаться в обычном семейном самодельном фильме чем-то необычным. Но куда его можно применить? Применить просто так, для того чтобы он был? Это всё испортит. Если просто поместить этот эффект где-то в фильме, его мало кто заметит. Нужно связать его с сюжетом фильма, поместить на видном месте. Например, если этот появляющийся человек будет исполнять роль ведущего, который появляется перед каждой частью фильма и комментирует то, что будет или было показано на экране. Таки образом спецэффект будет заметен, будет повторен. И будет нести какую-то смысловую нагрузку.
В одном из предыдущих фильмов, который называется «За рулем», я использовал много эффектов, не соблюдая этих правил. Я стал готовить фильм, и в это же время занимался освоением спецэффектов и трехмерной графики. И мне захотелось эти новые познания применить в своем фильме. А получилось, что я применял их лишь для того, чтобы куда-то применить. Хотя сами по себе они довольно интересные, но получились разбросанными по фильму, и некоторые никак не связаны с сюжетом фильма.
Примеры.
В «Талантах» я уже такого не допускал. Эффекты нужно располагать в заметных местах, например, в начале и в конце фильма, то есть во вступлении и заключении; в начале и в конце эпизодов фильма, если они есть и если они небольшие; в любом месте фильма, но не поодиночке, а каскадом: один эффект, второй, третий – чтобы они были заметны, чтобы эта серия эффектов была как отдельная сцена. Можно ее выделить сменой музыки, например. Желательно как-то подвести зрителя к моменту, что сейчас будет что-то интересное.
Далее...