Имея сценарий, снимать фильм уже намного легче. Хотя бы потому, что не нужно в процессе съемок задумываться о том, как и что снимать. Все уже спланировано, продумано, и записано в сценарии. Читаем и снимаем. Однако же съемка – наиболее сложный и утомительный процесс. Во всяком случае, для меня. Сценарий можно придумать, можно переписать, внести изменения. В отснятый материал изменений уже не внесешь, и если снято плохо – либо придется переснимать (что не всегда возможно), либо оставлять как есть. Можно вообще эти эпизоды удалить, но от этого не легче, потому что нарушится ход фильма. И, возможно, придется и сценарий переписывать. А все из-за чего – что-то неправильно или неудачно снял в каком-то месте.
Мы наш фильм снимали по частям. Я так большую часть фильма делал – снимал все сцены для одной темы, потом монтировал всю тему. И только потом приступал к следующей. Фильм большой, материала много, если бы я снимал весь фильм, а потом весь фильм монтировал, то запутался бы – где у меня что.
Иногда приходилось специально готовиться к съемкам – навести порядок в комнатах дома, переставить что-то из мебели. Выбрать день, свободное время, нужное время суток. Иногда приходилось снимать на улице – тоже не просто так: выбрать подходящую погоду, выбрать безлюдное и бесшумное место. А может быть даже ловить моменты, когда прохожие уходят из кадра. Все это как раз и утомительно. Мало того, приходится почти всегда снимать дубли – редко когда можно сказать всю реплику идеально. Или забудешь текст, или не с той скоростью скажешь, или акцент не на то слово сделал, или слишком тихо сказал. Или посторонний звук помешал. Да и речь должна выглядеть естественно, а не как будто зазубрил текст и пересказываешь его перед камерой. Очень много таких моментов, и надо все это выдержать спокойно. Кстати, я старался при написании сценария разбивать текст на короткие реплики из 1-3 предложений, чтобы их легче было запоминать и говорить при съемках. Была у меня также идея озвучивать фильм после съемок, но мне показалось, что это будет выглядеть очень уж неестественно на экране.
Легче снимаются эпизоды, где у персонажей нет текста, а просто снимаются какие-то действия. Поэтому если не получается с репликами, можно больше использовать закадровый текст. Его совсем не сложно записать потом, держа листок с текстом перед глазами, и при монтаже наложить на видеозапись.
Снимали мы без ограничений. Все подряд. Мне, например, легче из большого количества материала выбрать что-то подходящее, чем вставлять один не совсем удачный эпизод. Это тоже вопрос – куда снимать, где хранить материал? Поскольку у меня камера miniDV, то для съемок было задействовано более 20 кассет, которые потом заняли около 300 Гб на жестком диске. Плюс рабочие файлы, анимационные ролики, музыка, звуки. Всего 500 Гб у меня до сих пор занято этими материалами, которые я не знаю куда деть.
Что для меня было самым важным в процессе съемок? Чтобы персонажи, то есть я и Татьяна, правильно произносили текст. А именно: в меру быстро, без задержек, без пауз. Четко, понятно, с выражением. В самых первых фильмах я на это не обращал внимания, и результат был не очень хороший: создавалось впечатление, что мы в кадре сонные, что-то мямлим, как будто не знаем что говорить. В «Талантах» такого эффекта нигде нет. И фильм смотрится намного лучше. Однако, если уж давать оценку моему фильму, можно найти немало эпизодов, которые получились затянутыми. Можно было и говорить побыстрее, и текст сократить.
Важен внешний вид персонажей: надо быть причесанным, аккуратно одетым, прыщи на лице замазать. Стоять/сидеть стройно, живот подобрать, не сутулиться, не разваливаться в кресле.
В моих фильмах мне показался интересным прием, когда я постоянно меняю положение камеры. То есть снимаю персонажа с разных позиций, когда он продолжает говорить один и тот же текст. То крупный план, то чуть дальше, потом сбоку, потом опять крупно. При этом каждый раз персонаж говорит 1-2 предложения. ПРИМЕР. На экране же это смотрится хорошо, как единый рассказ, но снятый разными камерами. Смена положения камеры добавляет разнообразия, и к тому же персонажу не нужно заучивать и говорить сразу весь текст целиком, а лишь по 2 предложения, что намного удобнее и требует меньше дублей. Неудобно только постоянно переставлять штатив с камерой, она ведь одна.
Однако в данном фильме я немного увлекся этим приемом. Во многих сценах получилось так, что мы говорим логически связанный текст, но при этом «прыгаем» из одного эпизода в другой – то в комнате, то на улице, то сидим в кресле, то стоим. ПРИМЕР. Далеко не все мои зрители это заметили, но это можно назвать серьезным недостатком. Хотя объяснение этому я могу найти – я старался разнообразить обстановку в таких сценах, где персонажи говорят текст без какого-либо действия. Чтобы зрителю не было скучно. Смена обстановки не дает скучать, держит внимание к сцене. Но нужно было соблюдать логическую связь при такой смене окружения.
Оформление.